Сложное восстановление данных с HDD Maxtor

Продолжаю писать об интересных случаях, с которыми приходится сталкиваться, работая по приглашению в Финской компании, специализирующейся на услуге восстановление информации с неисправных жестких дисков.

Когда-то, уже практически в незапамятные времена, плотным косяком шли на восстановление данных винчестеры Maxtor. Народ их любил покупать, а диски платили за эту любовь повсеместными отказами. Людям, восстанавливавшим с таких дисков информацию грех жаловаться — данные поднимались, как правило, легко и непринужденно.

Но с тех пор утекло немалое количество воды. Максторы на восстановление информации попадаются редко, те что были — успешно передохли. Да и самой компании Maxtor, как производителя HDD, не стало. А то, что сейчас на полках магазинов с наклейками Maxtor лежит — так это сигейты, которые приобрели старого монстра-винтодела и продолжили славную максторовскую традицию клепать кривые девайсы (см. Seagate 7200.11)

Но иногда нет-нет да и попадет на стол к мастеру дата-рекавери старый добрый знакомец. Только вот "easy way for make to data recovery" тут больше и не пахнет. Примерно так же, как и с любимыми Seagate 11-ого семейства. Те тоже в последнее время перешли на "второе дыхание" и загибаются уже не залочкой микропрограммы, а тем, из-за чего она лочилась — из-за низкопробных комплектующих в HDD. И вернуть пользовательскую информацию с Seagate 7200.11 с каждым днем все непроще. А со старых Maxtor — так и подавно.

Ну и вот, — старый добрый N40P. Крутит мотор, висит в safe mode. Анализ картины показывает — почти ничего не читается в SA. Пробую записать сектор в некритичном месте SA — логах self test. Предварительно проинициализировав запись, т.к. в "защищенном режиме" диск ничего не будет писать даже после подгрузки оверлеев в память (см. загрузка лоадера). Болт. Не пишет, т.е. UNC в служебной области, даже возникшее по причине запорченной КС сектора, на данном этапе не устранить.

Ставлю комплект голов с диска донора. Вернее, учитывая особенность конструкции гермозоны — переношу платтер в гермоблок диска-донора с последующей центровкой. Картина та же. Пробую еще одного донора — то же самое. С тем отличием, что теперь тест записи проходит успешно, но ранее запорченным секторам от этого не лучше.

Читаю всю служебную область единым блоком. Успешно прочитанного — примерно 20%. И в них не попадают ни заводской дефект лист, ни таблица зонного распределения. Хорошо хоть адаптивы user area прочитались.

Попытки работать с альтернативной SA тоже особого успеха не дают. Делать нечего, подготавливаю донора для hot swap плат электроники. Беру подходящего по объему и модели донора, записываю адаптивы, чищу дефект-листы и стартую.

Восстанавливать информацию приходится с помощью hot swap

Пользовательские данные в таком положение читать можно только командой чтения по физическим трекам, поблочно, формируя "на лету" виртуальный транслятор. Данные читаются, но поскольку дефект-лист очищен, получаю в итоге свыше 2000 сдвигов в трансляции. Это когда запись в MFT направляет на один сектор, а пройдя по этому адресу ты вместо сигнатуры искомого файла находишь мусор (тело другого файла), а искомый сектор на самом деле — в другом месте. Как сказал бы агент Малдер — где то рядом.

Дальнейшая кропотливая работа — вычитывать таблицу размещения файлов, строить shift map, т.е. таблицу сдвигов логического транслятора. И только после этого можно получить валидные пользовательские данные.